Народные дружины

1396505692general_pages_i32763_vladimir_

Граждане Российской Федерации могут принять участие в охране общественного порядка и поиске лиц,

пропавших без вести

 2 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", устанавливающий правовые основы для создания и работы добровольных народных дружин.

Федеральный закон:

  • Включает в обеспечение правопорядка на добровольной основе максимально возможное количество заинтересованных граждан.
  • Создает правовые условия для защиты гражданами прав и свобод в сфере общественного порядка.
  • Способствует наведению правопорядка в общественных местах.   

Народная дружина:

основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления

Народный дружинник:

 гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка

Внештатный сотрудник полиции:

гражданин Российской Федерации, привлекаемый полицией с его согласия к внештатному сотрудничеству 

 

Участие граждан в охране общественного порядка  согласно новому Федеральному закону может осуществляться в следующих формах:

  • Содействие полиции и другим правоохранительным органам (предполагает право граждан на добровольной основе участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка);

  • Участие в поиске лиц, пропавших без вести;

  • Сотрудничество на внештатной основе с полицией (граждане, являясь внештатными сотрудниками полиции, участвуют в охране общественного порядка);

  • Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности (объединений, сформированных по их инициативе для участия в охране общественного порядка в пределах территории проживания, нахождения собственности, работы или учебы);

  • Участие граждан в деятельности народных дружин на территории муниципальных образований (осуществляется во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, полицией и иными правоохранительными органами).

ПОРЯДОК подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи (утверждён приказом МВД РФ от 18 августа 2014 г. № 696)

Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" и определяет требования к подготовке народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи.

2. Целью подготовки народных дружинников является получение знаний, умений и навыков, необходимых в деятельности народных дружинников.

3. Основными задачами подготовки народных дружинников являются:

3.1. Ознакомление с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность народных дружинников, и их практическое применение при участии в охране общественного порядка.

3.2. Формирование, закрепление, развитие у народных дружинников практических навыков к действиям при участии в охране общественного порядка.

3.3. Ознакомление с мерами личной безопасности и приемами самозащиты при участии в охране общественного порядка.

3.4. Поддержание у народных дружинников постоянной готовности участвовать в предупреждении и пресечении правонарушений.

3.5. Формирование навыков оказания первой помощи.

4. Подготовка народных дружинников осуществляется в форме инструктажа перед проведением мероприятий по охране общественного порядка.

5. На инструктаже народные дружинники должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, быть одетыми в форменную одежду и (или) иметь отличительную символику народного дружинника, иметь опрятный внешний вид.

6. Инструктажи народных дружинников проводятся должностными лицами территориального органа МВД России на районном уровне с обязательным участием оперативного дежурного по территориальному органу МВД России на районном уровне.

7. К участию в инструктажах привлекаются руководители и наиболее опытные сотрудники подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка и оперативно-розыскную деятельность.

8. Инструктирующий обязан:

8.1. Убедиться в готовности народных дружинников к проведению мероприятий по участию в охране общественного порядка.

8.2. Проверить знание народными дружинниками:

своих прав и обязанностей, а также отдельных положений нормативных правовых актов, связанных с обеспечением правопорядка;

действий по пресечению нарушений общественного порядка.

8.3. Разъяснить порядок связи и взаимодействия.

8.4. Ответить на имеющиеся вопросы.

9. Продолжительность инструктажа не должна превышать 30 минут.

ВОПРОС - ОТВЕТ

Имеет ли право народный дружинник осуществлять охрану общественного порядка самостоятельно без сотрудника полиции?

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее – Федеральный закон) имеет рамочный характер и устанавливает необходимые правовые основы участия граждан в охране общественного порядка (в том числе определяет принципы и формы участия, вопросы взаимодействия граждан с органами внутренних дел, применения физической силы народными дружинниками).Детализация отдельных случаев участия граждан в охране общественного порядка (например, участие в мероприятиях по охране общественного порядка в присутствии сотрудников полиции или без них) не является предметом правового регулирования Федерального закона и должна определяться исходя из потребностей правоприменительной практики. В то же время необходимо обращать особое внимание на недопустимость участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью (часть 2 статьи 5 Федерального закона), а также отсутствие у граждан, участвующих в охране общественного порядка, полномочий по применению мер государственного принуждения.

Имеют ли право граждане участвовать в мероприятиях по охране общественного порядка не по приглашению органов внутренних дел (полиции)?

Системный анализ положений Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что инициатива участия граждан в мероприятиях по охране общественного порядка может исходить как от самих граждан, так и органов внутренних дел. Окончательное же решение вопроса об участии граждан в конкретных мероприятиях по охране общественного порядка принимается органами внутренних дел исходя из потребности привлечения дополнительных сил и средств, а также необходимости реализации принципов приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина (пункт 3 статьи 4 Федерального закона), недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 6 статьи 4). Данное право органов внутренних дел не ставится под сомнение, поскольку обеспечение правопорядка в общественных местах является основным направлением деятельности полиции (пункт 6 части 1 статьи 2 Федерального законаот 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»), а граждане лишь оказывают им помощь.

Имеют ли право народные дружинники самостоятельно проводить задержание правонарушителя, а также применять к нему физическую силу?

Условия и пределы применения народным дружинником физической силы определены статьей 19 Федерального закона. Народным дружинникам запрещается применять физическую силу, за исключением случаев устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.Право самостоятельного задержания правонарушителей Федеральным законом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами народным дружинникам не предоставлено.

Имеет ли право народный дружинник при несении службы по охране общественного порядка иметь при себе гражданское оружие, на ношение которого у него есть разрешение, а также имеет ли он право применить его для устранения опасности, непосредственно угрожающей народному дружиннику или иным лицам?

С учетом того, что Федеральным законом народные дружинники не наделены специальным правовым статусом в вопросах ношения и применения оружия, они должны руководствоваться положениями Федерального законаот 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», статья 24 которого разрешает гражданам применять оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, а также устанавливает запреты на ношение и применение оружия в отдельных случаях.

Народные дружины Шолоховского района

Командир народной дружины Вешенского сельского поселения:
Иван Козельников, контактный телефон 8 (928) 758-28-45.

Командир народной дружины Базковского сельского поселения:
Алексей Душин, контактный телефон 8 (903) 471-03-53.

Командир народной дружины Колундаевского сельского поселения:
Пустовалова Галина Николаевна, контактный телефон 8 (928) 194-40-80.

Командир народной дружины Терновского сельского поселения:
Сергей Шейн, контактный телефон 8 (928) 103-76-88.

Командир народной дружины Кружилинского сельского поселения:
Иван Бочаров, контактный телефон 8 (928) 761-29-34.

Командир народной дружины Дубровского сельского поселения:
Петр Антипов, контактный телефон 8 (928) 625-03-88.

Командир народной дружины Меркуловского сельского поселения:
Светлана Шматова, контактный телефон 8 (961) 274-50-88.

Командир народной дружины Калининского сельского поселения:
Юрий Трушин, контактный телефон 8 (928) 132-85-53.

Командир народной дружины Дударевского сельского поселения:
Александр Тимофеев, контактный телефон 8 (928) 131-11-69.

Сотрудник органов внутренних дел ответственный за взаимодействие с ДНД:

Заместитель начальника полиции по охране общественного порядка

подполковник полиции
Алексей Сергеевич Нечаев, контактный телефон 8 (999) 471-03-37.

Народные дружины в Верхнедонского района

Командир народной дружины Казанского сельского поселения:
Сергей Бабкин, контактный телефон 8 (903) 438-94-17.

Командир народной дружины Тубянского сельского поселения:
Иван Щетинин, контактный телефон 8 (928) 106-50-94.

Командир народной дружины Солонцовского сельского поселения:
Игорь Усачев, контактный телефон 8 (918) 528-63-73.

Командир народной дружины Мигулинского сельского поселения:
Руслан Ясинович, контактный телефон 8 (928) 157-80-74.

Командир народной дружины Шумилинского сельского поселения:
Владимир Гребенников, контактный телефон 8 (928) 195-80-73.

Командир народной дружины Быковского сельского поселения:
Николай Любимов, контактный телефон 8 (928) 774-08-98.

Командир народной дружины Казанско-Лопатинского сельского поселения:
Вячеслав Сакменов, контактный телефон 8 (928) 157-12-41.

Командир народной дружины Мешковского сельского поселения:
Юрий Насонов, контактный телефон 8 (906) 439-29-65.

Командир народной дружины Мещеряковского сельского поселения:
Владимир Зеленьков, контактный телефон 8 (909) 441-85-89.

Командир народной дружины Верхняковского сельского поселения:
Сергей Филонов, контактный телефон 8 (906) 454-50-44.

Сотрудник органов внутренних дел ответственный за взаимодействие с ДНД:

Начальник ОУУП и ПДН

капитан полиции
Иван Васильевич Благородов, контактный телефон 8 (999) 472-57-79.

pechat-2-1.jpg

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России